В самом термине «детский фитнес» два слова: «фитнес» и «детский». Получается, фитнес такой же, как и для взрослых, только для детей. Дети в фитнес-клубе – это клиенты от 3 до 14 лет, и для них создается особый продукт, особая программа с учетом возрастных особенностей. В отличие от взрослого фитнеса, детский включает в себя не только спортивные занятия, но и творческие, обучающие, развивающие – все это необходимо для комплексного подхода и развития каждого маленького члена клуба. В то же время детский фитнес-тренер может работать не только в фитнес-клубе, но в и детском саду, в детском центре, культурном центре района, города, и это всегда будет популярным направлением, потому что детский фитнес – это про здоровье, индивидуальный подход к каждому ребёнку и особенную атмосферу занятия.
Из чего состоит детский фитнес?
Детский фитнес – это система мероприятий, направленная на воспитание здорового и жизнерадостного ребенка и формирование у него двигательных навыков и физических качеств в соответствии с его возрастом и психофизиологическими особенностями.
Фраза «система мероприятий» в данном определении не случайна, ведь ребенок, посещающий занятия по детскому фитнесу, проходит целый комплекс занятий:
-
спортивные (общефизическая подготовка);
-
игровые (с элементами игровых видов спорта, таких как футбол, баскетбол и также других спортивных игр, особенно интересных и полезных для детей);
-
оздоровительные, направленные на профилактику нарушений свода стопы и формирование правильной осанки. В этой группе занятий для детей из взрослого фитнеса добавляются такие популярные направления как стретч, йога, пилатес (или элементы таких занятий);
-
специальные тренировки, требующие от тренера специальной физической подготовки (гимнастика, акробатика, единоборства, танцы и многие другие популярные направления). Именно этот вид занятий (специальные) в детском фитнесе ведут тренеры, которые в прошлом занимались этим видом спорта сами. При этом необязательно иметь высший спортивный разряд в данном виде спорта и тренировать детей по такой же системе, ведь детский фитнес – про здоровье и комплексный персональный подход к каждому ребенку, когда малыш имеет возможность попробовать в фитнесе разные направления. При этом необязательно выбирать что-то одно и посещать тренировки, например, по гимнастике 6 раз в неделю: детский фитнес дает массу разнообразных возможностей, можно посещать разные направления занятий;
-
в детском фитнесе есть также творческие развивающие занятия, их может вести тренер даже без спортивного прошлого и спортивной подготовки, но непременно с творческой жилкой. Он с удовольствием будет с детьми рисовать, лепить из пластилина, помогать познавать окружающий мир.
Помимо тренировок в детском клубе проводятся мероприятия, праздники, дни рождения, работают группы дневного пребывания на 4, 6 и 8 часов, где дети посещают минимум 3 занятия разных видов, гуляют, репетируют театральные выступления. С такими группами также работает тренер детского фитнеса, это особенный и интересный мир.
Тренер – ключевая фигура
Жизнь в детском центре в фитнес-клубе бьет ключом, и, конечно же, без команды опытных педагогов, тренеров, инструкторов, аниматоров реализовать все это невозможно. Тренер детского фитнеса – это основное звено и двигатель этой жизни. Какими личностными качествами и профессиональными компетенциями он должен обладать?
В первую очередь, это должен быть человек, который любит детей. Научиться любить детей невозможно. Это либо заложено в человеке, либо нет. И любящего детвору тренера видно издалека. Он всегда улыбается, глаза горят, общается тепло и приятно. Дети чувствуют это и тянутся к такому тренеру.
Встречают по одежке
Иногда можно понять, что перед вами будущий или действующий детский тренер, только по одному внешнему виду. Тот, кто будет работать с дошкольниками, одевается в одежду ярких цветов, с элементами мультяшных персонажей. Дошкольники ведь смотрят в первую очередь глазами, и, чтобы отпустить маму и весело побежать на тренировку, они должны доверять тренеру уже с первого взгляда.
Тренер, который работает с подростками, имеет более «брутальный» и спортивный внешний вид, подростки тянутся к такому тренеру, хотят быть похожими на него – такими же мускулистыми, подтянутыми, стройными.
В образе тренера, который ведет специальные тренировки, должен присутствовать элемент того вида спорта, который он ведет, например, пачка и балетки у балерины или специальные чешки у гимнастки, или черный пояс у тренера каратэ и т. д.
Тренер, который ведет оздоровительные занятия, конечно же, и выглядит здоровым, имеет правильную осанку, походку, у него здоровый свод стопы.
Тренер творческих занятий, ведущий праздников и мероприятий способен перевоплощаться в нужный образ, быть ярким, заметным, удерживать внимание большой группы детей.
Часто тренер детского фитнеса ведет сразу несколько направлений и дисциплин, работает с детьми разного возраста, а также имеет свою специализацию (например, гимнастика). Такой тренер – универсал очень ценится работодателями, строит карьеру в детском фитнесе и имеет достойную оплату своего труда.
О качествах и задачах детского тренера
Тренер детского фитнеса обязательно должен быть нацелен на результат своих воспитанников. Ведь в этой области, при занятиях с детьми тренер работает не только с ребенком, но и с его родителями. И, чтобы родители продолжали водить своего ребенка на занятия, им надо постоянно показывать результат, которого достиг их ребенок, даже небольшое достижение, но очень важное для родителей и для самого ребенка (например, рассказать: «Сегодня Петя смог присесть на 5 раз больше, чем на прошлом занятии. Молодец!»). Это добавляет значимости тренировкам и оставляет с нами клиента надолго.
Важным является еще и то что, ребенок постоянно растет и меняется, и тренер должен профессионально расти вместе с ним, чтобы достигать все новые и новые результаты тренировок.
Креативность для тренера детского фитнеса нужна, как ни для кого другого в сфере фитнеса. Уметь каждое занятие сделать сказкой, легендой, настоящим путешествием в мир спорта, здоровья и творчества, при этом делая занятие очень полезным, давая в игровой форме специальные упражнения, которые каждый ребенок с удовольствием будет выполнять. Ведь в детском фитнес мячик может превратиться в Смешарика и покатиться спасать своих друзей (на занятиях с дошкольниками). С подростками тренер, используя необычное оборудование (фитбол, босу, эспандеры и даже оборудование для взрослого фитнеса с правильно подобранным весом), может каждый раз модифицировать упражнения, задействуя разные группы мышц, объясняя, как взрослым, что даст то или иное упражнение для достижения фитнес-целей каждого ребенка. Это сохранит интерес к занятиям такой требовательной аудитории детей, как старший школьный и подростковый возраст.
Тренер детского фитнеса должен уметь разрешать конфликтные ситуации как между детьми, которые могут возникнуть на занятии, так и с родителями и даже между родителями. Решая конфликтные ситуации между детьми, тренер на занятии должен уметь давать индивидуальные задании каждому ребенку, например, новичку, который пришел в первый раз, – подготовительное упражнение, а физически более развитому ребенку – усложненное, модифицированное упражнение.
Необходимо помнить, что на каждом занятии детского фитнеса есть игра. При этом лучше не использовать соревновательный момент и делать так, чтобы победила дружба, или каждый ребенок победил в своей номинации, ведь детский фитнес – это место для счастливого и жизнерадостного ребенка, там не место слезам, оценкам и разочарованиям.
К каждому родителю и к каждому ребенку нужно находить подход, объясняя важность и пользу занятий, хвалить ребенка, рассказывать и показывать результаты и достижения после каждой тренировки.
Немаловажным является умение соблюдать правила. Правила должен соблюдать как сам тренер в своей работе, так и научить этому детей и родителей. Вот некоторые основные правила:
-
не опаздывать на занятие, чтобы не пропустить подготовительную часть и не получить травму;
-
посещать тренировки в соответствии с возрастом и рекомендациями тренера, которые он дает на первом вводном персональном занятии;
-
надевать спортивную одежду и обувь.
Детскому тренеру необходимо уметь работать в команде таких же тренеров, работающих с ним бок о бок в одном фитнес-клубе, детском центре, садике. Уметь выйти на замену другого тренера, если тот заболел или уехал, помочь подготовить сценарий праздника, не делить детей на «своих» или «чужих», которые ходят к другому тренеру, уметь поддержать, коллегу-новичка, поделиться знаниями или попросить совета у тренера с большим опытом. Детский тренер с помощью игр и своих занятий учит и детей работать в команде, таким образом ребята часто находят друзей на тренировках, что является приятным бонусом занятий детским фитнесом.
Подробнее о профессиональных качествах
При устройстве на работу в идеале все хотят видеть человека с опытом работы с детьми и хорошими знаниями в области детского фитнеса. Особенность данной профессии состоит в том, что на тренера детского фитнеса пока невозможно выучиться в вузе. Часто приходят соискатели с физкультурным образованием, в прошлом спортсмены, кандидаты с психолого-педагогическим образованием. Это, безусловно, хорошая база, с которой можно начать свою карьеру в детском фитнесе, но в любом случае нужно обязательно пройти специальное обучение на тренера детского фитнеса, узнать все нюансы именно этой профессии.
До недавнего времени хорошего качественного обучения в этой области не было. Были краткосрочные курсы, однодневные конвенции или стажировки на будущем месте работы. Но фитнес-индустрия не стоит на месте, и к детскому тренеру предъявляется все больше и больше требований, порой даже больше, чем к тренеру, работающему со взрослыми.
Уникальность программы Smart Fitness «Детский фитнес» состоит в том, что будущему тренеру детского фитнеса необязательно быть спортсменом в прошлом, иметь психологическое, педагогическое или физкультурное образование, хотя, это и будет являться преимуществом. Кандидат на базе любого образования может пройти обучение продолжительностью 2 месяца и получить диплом о профессиональной переподготовке (при наличии высшего или средне-специального образования любого профиля).