Современный мир течет с невероятной скоростью: меняются способы общения, сокращается время между постановкой и достижением цели, меняются и приоритеты – все это вызывает необходимость применения гибкого подхода в получении результата. Оставаться позади или идти в ногу со временем – решать вам!
Международная группа наставничества объединяет специалистов и профессионалов со всего мира для обмена опытом и достижения желаемых личных целей.
Пока другие будут предлагать вам набор правил и клише – мы предоставим вам возможность взаимодействовать с экспертом удобным и предпочтительным способом, так, как ВЫ этого хотите!
Когда мы применяем наставничество?
- У вас нет конкретной личной цели;
- У вас есть цель, но вы не знаете, как ее достичь;
- У тебя есть опыт, но не с кем им поделиться.
Определение коучинга в 2024 году. Кто такой коуч и как он работает сегодня
Коучинг – это метод достижения поставленных целей. Коуч через диалог помогает клиенту правильно поставить цель, найти лучший путь достижения цели и раскрыть в человеке скрытый внутренний потенциал. Коуч не говорит, как добиться успеха, а задает вопросы, посредством которых клиент сам находит решение собственных задач. Кембриджский словарь определяет слово «коучинг» как «работа или деятельность по обучению людей или помощи в их подготовке к чему-либо». Но определение не совсем верное, ведь коучинг – это не тренировка и не подготовка, он помогает и поддерживает на пути к достижению цели.
История тренерской деятельности
Прародителем коучинга считаются античные философские школы, где знания не передавались напрямую от учителя к ученику. Учитель задавал наводящие вопросы, а ученик сам приходил к ответу.
Что такое коучинг?
В его основе лежат 5 принципов:
- С людьми все в порядке. Нет неправильных людей;
- В человеке есть изначальные силы для достижения цели;
- Все действия осуществляются с позитивными намерениями;
- Люди постоянно меняются, и этот процесс неизбежен;
- Человек стремится выбрать лучший вариант из доступных ему возможностей.
Виды коучинга
Точного разделения тренеров по форме и виду деятельности нет, но есть три устоявшиеся категории, которые являются общими:
- Жизненные наставления;
- Бизнес-коучинг;
- Спортивный коучинг.
Процесс коучинга
Взаимодействие между тренером и подопечным называется коуч-сессией. На занятии коуч в основном слушает подопечного и иногда задает ему вопросы. Клиент сам отвечает на эти вопросы и в процессе поиска ответов на вопросы находит решения для достижения цели. Обычно эффект от таких сеансов проявляется в два этапа – первичный, который заметен сразу, и скрытый, в виде общего улучшения качества жизни клиента, повышения мотивации и уверенности в себе.
В сфере коучинга взаимодействие тренера и тренера лежит в основе каждой коуч-сессии. Эти занятия предназначены для облегчения самопознания и достижения целей.
Коуч использует активное слушание и умелые вопросы, чтобы направить подопечного к поиску ответов и решений его проблем. Воздействие этих сеансов обычно проявляется в двух отдельных стадиях – немедленных, заметных изменениях и более тонких, скрытых трансформациях.
Помимо первоначального эффекта, клиенты часто испытывают более широкое улучшение общего качества жизни, повышение мотивации и уверенности в себе, что делает коучинг мощным катализатором личностного и профессионального роста.
Как стать тренером
Главное заблуждение людей, которые хотят стать коучами – «для коучинга мне нужно добиться успеха в той области, где я хочу быть коучем». Успех в любой сфере приветствуется. Но задача коуча – не рассказать, как он добился успеха, а помочь клиенту активировать свой внутренний потенциал, раскрыть скрытые возможности человека, помочь ему достичь цели.
Для коучинга нужно выучиться, пройти курс обучения и получить сертификат или диплом тренера. Но одного курса и сертификата недостаточно. Чтобы стать хорошим тренером , человек должен:
- Развиты личные качества: наблюдательность, ответственность, коммуникабельность, креативность, жизнерадостность, смелость, эмоциональная устойчивость, аккуратность;
- Не бояться публики;
- Быть спокойным;
- Быть эрудированным и разносторонне развитым;
- Обладать качеством самосовершенствования;
- Иметь активную жизненную позицию;
- Любить помогать людям и верю в свое дело.
Особенности и отличия коучинга
Эта профессия имеет несколько отличительных особенностей:
Коуч не обязан понимать все правила той области, в которой его клиент пытается добиться успеха, и не отвечает на вопросы напрямую, а помогает клиенту найти ответы самостоятельно, используя свои собственные навыки.
Сходства и различия по сравнению с психотерапией
Коучинг и психотерапию объединяет следующее: в обоих случаях к клиенту относятся таким, какой он есть, без иллюзий и не подчиняется общим правилам и шаблонам. Создает для клиента комфортную и доверительную атмосферу, в которой он может полностью раскрыть себя.
И коучинг, и психотерапия направлены на осознание истинных мотивов, ценностей и эмоций клиента относительно текущего вопроса.
Но при схожих методах цели коучинга и психотерапии разные. Психотерапевт работает с прошлым клиента, чтобы улучшить ситуацию сегодня. Психотерапия поднимает и помогает преодолеть стрессовые моменты из прошлого, которые влияют на настоящее. Психотерапия направлена в прошлое, чтобы улучшить настоящее. Работая с клиентом, коуч помогает ему активировать свой внутренний потенциал, выработать наиболее эффективный путь достижения цели. Коучинг работает от настоящего к будущему.
Тренер не пытается вылечить своего клиента, он считает каждого полноценным, здоровым и дееспособным.
Сходства и различия с наставничеством
Коучинг и наставничество направлены на достижение одного и того же результата – профессионального или личностного роста клиента. Но методы достижения целей различаются. Ментор – это человек, добившийся успеха в своей области и теперь помогающий и делящийся своим опытом с клиентом. Передаёт навыки, помогает выйти из сложных ситуаций, даёт подсказки – оказывает непосредственную помощь клиенту. Коуч не дает прямых подсказок, а помогает клиенту найти ответы на животрепещущие вопросы.
Различные типы наставнических отношений
Низкая структура
Возможно, сейчас вы находитесь в низкоструктурированных наставнических отношениях, даже не прикрепив к ним ярлык «наставничество». Вы спрашиваете мнение и совет у более опытных людей? Или вам помогают в вашем личном или профессиональном развитии? Возможно, вы помогаете отношениям, которые, по вашему мнению, можно назвать «наставничеством», хотя вы и люди, помогающие вам, никогда не использовали этот термин.
Из-за ограниченной структуры отношения обычно развиваются без особого намерения или планирования. Вы и они какое-то время живете рядом друг с другом и живете жизнью. Со временем вы получаете обратную связь, изучаете концепции и иным образом способствуете своему росту. Возможно, к вам присоединились другие люди, случайно объединившиеся для обучения у одного или нескольких экспертов. Помощь, которую вы получаете, носит слегка систематический характер (если она вообще есть), но в основном случайная. Вы не используете термины «наставники» или «подопечные», разве что в шутку. Никто регулярно не назначает «наставнические встречи» с единственной целью помочь друг другу развиваться. Эти отношения могут продолжаться годами. Не проводится много «измерений», за исключением, возможно, комментариев ваших наставников о вашем прогрессе и прогрессе других подопечных.
Высокая структура
У вас могут быть высокоструктурированные отношения наставничества, если вы вызвались или были приглашены в хорошо организованную инициативу наставничества, или, возможно, потенциальные наставники обратятся к вам, чтобы обсудить с ними структуру соглашений о наставничестве.
При структурированном наставничестве в некоторых случаях координаторы фактически планируют ваши отношения и устанавливают некоторые правила и ожидания для вас и ваших наставников. Время сосредоточено и управляемо. Вы и ваши наставники обычно договариваетесь встречаться (одним или несколькими способами) не менее одного или двух часов в месяц в течение нескольких недель или кварталов. Структурированные отношения наставничества обычно заканчиваются через год.
Мы предпочитаем, чтобы подопечные управляли или, по крайней мере, управляли структурированными отношениями. Это означает, что они предложат конкретные цели, спросят у наставников о расписании встреч, предложат мероприятия по личному и/или профессиональному развитию, предложат правила конфиденциальности и запросят конкретную обратную связь. Часто пары или небольшие группы подбираются или им даются рекомендации по процессу сопоставления, которые будут использоваться командой лидеров или компьютеризированной системой сопоставления. Обычно пары и группы оценивают прогресс подопечных, и оба типа участников оценивают, как развиваются отношения. По истечении оговоренного времени партнеры еще раз обсуждают будущие связи. Они решают, следует ли полностью прекратить отношения, перейти к менее структурированным формам наставничества или перейти к дружбе. Они могут даже решить поблагодарить их, но все же прекратить отношения. Это может показаться резким. «Спасибо и до свидания» может быть приемлемым.
Неструктурированное наставничество
На протяжении более трех десятилетий мы в Академии Фитнеса Smart Fitness невольно приветствовали инициативы наставничества, которые структурированы, в то время как мы сосредоточились на том, чтобы помочь сторонникам наставничества получить инструменты и обучение для построения культуры наставничества. Мы непреднамеренно представили себя противниками неструктурированного или даже низкоструктурированного наставничества. Действительно, мы отдаем предпочтение и рекомендуем баланс наставнических связей на всех этапах континуума наставнической структуры.
Мы призываем вас рассмотреть некоторые варианты улучшения структуры ваших наставнических партнерств, но в то же время продолжать ценные связи, которые не имеют или имеют слабую структуру. Мы рекомендуем, чтобы на любом этапе вашего пути наставничества для вашего личного и профессионального развития у вас была смесь структур (т. е. некоторые из них имеют низкую, другие — среднюю и высокую степень). Точки вдоль измерения нашей структуры не являются взаимоисключающими!
Возможно, вы даете и получаете наставничество прямо сейчас, даже не ставя на это ярлык «наставничество». Или, возможно, вы помогали отношениям, которые, по вашему мнению, могли бы называться «наставничеством», хотя вы и люди, помогающие вам, никогда не использовали этот термин.
Какой тип наставнических отношений подходит вам?
Если вы застряли в колее и не видите прогресса в личной или профессиональной жизни, вам нужны инструменты , которые помогут вам достичь своих целей. Найдя наставника, который специализируется в той области, которую вы хотите улучшить, вы получите ценную информацию и стратегии для преодоления любых препятствий. Имея в своем арсенале подходящее оружие, вы сможете освободиться от ограничений и легко достичь новых высот.
По мере вашего продвижения в жизни/работе у вас, вероятно, появится возможность принять участие во всех трех методах наставничества. Правильный тип наставничества для вас зависит от того, где вы находитесь в жизни/работе, сколько у вас есть времени и какие виды наставничества вам доступны. Мы призываем вас расти и взрослеть с помощью различных этих методов. Если вы не видите никаких возможностей стать наставником или подопечным, вам нужно будет создать их заранее. Найдите человека, которого вы уважаете или который успешен на работе или в жизни, и попросите его о помощи. И наоборот, если вы добились успеха, найдите потенциального новичка и вложите в него свое время, знания и талант. Было высказано предположение, что по мере взросления мы всегда должны находиться в отношениях с подопечными и в то же время наставлять кого-то другого. Очень часто успешные люди делают это инстинктивно, даже не осознавая, что находятся в такой двойной роли.